Песочная терапия

Вы здесь

Есть что-то магическое в том, как стекают с ладони золотые песчинки. Трогать песок не только приятно, но и полезно. А под руководством врача песочного терапевта приятное занятие превращается в лечение. О песочной терапии беседуем с Натальей Сергеевной Сычевой, педагогом-психологом, песочным психотерапевтом МЦ «Неокортекс».

— Наталья Сергеевна, песочная терапия сегодня на слуху. Что представляет собой этот метод лечения?

— Песочная терапия – это техника активного воображения, невербальная форма психокоррекционного творчества. На сеансе песочной терапии ребенок получает в свое распоряжение поднос с песком и множество самых разнообразных фигурок, отражающих жизненные реалии. Это могут быть люди, как добрые, так и злые персонажи, животные, предметы быта, здания – все, что нас окружает. И на основе песка и выбранных фигурок ребенок создает картину: расставляет фигурки, размещает их в определенном отношении друг к другу.  

— За счет чего достигается терапевтический эффект?

— Игра с песком дает ребенку возможность перенести на плоскость песочницы свои проблемы, страхи, эмоциональное напряжение и тем самым избавиться от них. Он получает свободу фантазировать, контроль над своими побуждениями и может выразить их в символической форме. Поскольку происходит это на грани сознательного и бессознательного, у ребенка не возникает ощущения давления со стороны терапевта. Ребенок просто играет. А психолог получает возможность проникнуть в его внутренний мир.

Терапевтический эффект достигается за счет внутреннего потенциала здоровья, силы и гармонизации, который присущ каждому человеку. Изменения в картинах, положительную динамику можно заметить уже на 5-6 занятии.

— Чем песочная терапия отличается от психотерапевтических сеансов в привычном представлении?

— Особенность и преимущество такой терапии в том, что общение в разрезе «врач-пациент» происходит невербально. Через построение картины ребенок «рассказывает», а психолог «читает» его проблему. Нет необходимости говорить о ней, задавать вопросы, как это делается в случае обычного сеанса работы с психологом. Песочный терапевт практически не дает инструкций во время сеанса. Его задача – наблюдать. В конце сеанса ребенок объясняет свою картину, а психолог расшифровывает ее. От арт-терапии эта методика отличается тем, что не предполагает никаких умений или навыков со стороны ребенка.  

Песочная терапия как проходят занятия

— Каким детям больше всего подходят сеансы песочной терапии?

— Если говорить именно о терапии, то такой метод подходит для работы с детьми с 5 лет с различными нарушениями. Это и психосоматические заболевания, и повышенная тревожность, неврозы, энурез, тики, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. При этом проблему могут сформулировать как родители, так и врач. 

Противопоказания к песочной терапии – шизофрения и аутизм, а также заболевания кожи рук.  

Занятия с песком в Хабаровске

— Могут ли дети без особых нарушений заниматься с песком?

— Конечно! Терапия – не единственное применение этого метода. Песок прекрасно подходит для развивающих занятий для детей с трех лет. В игровой форме ребенок может изучать предметы быта, объекты природы, времена года и многое другое. С учетом того, что песок «заземляет» негативную психическую энергию, во время занятия психоэмоциональное состояние ребенка гармонизируется. 

В целях общего развития занятия с песком можно сочетать с другими методиками, например, музыкальными развивающими занятиями, которые улучшают общее физическое развитие, развивают музыкальный слух, ритм и музыкальную память, формируют навыки общения, развивают навыки мелкой и крупной моторики.

В целом же, учитывая, что цель песочной терапии – достижение эмоциональной интеграции личности, она подходит практически всем детям.  

Развивающие занятия с песком оказывают влияние на:

  • тактильную чувствительность - основа развития «ручного интеллекта».
  • познавательные функции: восприятие, память, мышление и, как следствие, речь.
  • развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует продвижению навыков сюжетно-ролевой игры и коммуникативных способностей ребенка. 
  • эмоциональное состояние ребенка (так как песок способен «заземлять» отрицательную энергию).

За две недели занятий возможны воздействия на:   

1. Тактильную чувствительность

2. Эмоциональное состояние

3. Изучение ребенком одного из подпунктов:

  • классификация животных
  • классификация транспорта
  • различие эмоций
  • изучение времен года
  • распознавание геометрических фигур
  • игры на снижение тревожности

 Материал опубликован в журнале "Мама и малыш в Хабаровске" №10

Записаться на прием

Заполните пожалуйста все поля,
мы свяжемся с вами для консультации
или звоните нам +7 4212 24-12-21